Солдаты любви

Standard

b198bc8156d2c784f7d88ab86453ed28

С творчеством Айрис Мердок знакома не понаслышке, более того, отношу ее к разряду моих любимых, если не самых любимых, авторов. Если честно, я заметила, что я неохотно принимаюсь читать очередную ее книгу, но вовсе не по той причине, что вы наверняка подумали. Просто мне неимоверно нравится работы Айрис Мердок и первое время я читала их взахлеб, практически одну за другой, пока не наступил тот роковой момент, когда “нетронутых” осталась самая малость. Теперь же я оттягиваю удовольствие и с ужасом думаю о том моменте, когда в этом списке больше не останется ни одной нечитанной книги. При чем стоит отметить, что несмотря на внушительное количество написаных работ, все ее книги между собой не похожи друг на друга. Единственное, что их несомненно объединяет, подчеркивая стиль писательницы, так это тонкая психологическая игра, которую ведет с нами Айрис. Нет, это вовсе не триллер какой-то или новомодный детектив с закрученным сюжетом, но вниз есть что-то от домашнего уюта, где детально прорисовываются герои и их проблемы. С одной стороны, все предельно знакомо и, казалось бы, ничего подобного, ведь мы сталкиваемся с такими сюжетами чуть ли не каждый день в нашей повседневной жизни. С другой стороны, все это так умело и мастерски написано, что даже заведомо предсказуемые сюжеты нельзя назвать скучными – ты с упоением продолжаешь следить за каждым поворотом событий и…и… просто наслаждаешься хорошим языком. Нет, честно, вы знаете, в виду массового захвата книжного рынка всеми этими новомодными романами и бестселлерами, я стала все чаще замечать за собой, что мне катастрофически не хватает нормального литературного языка, со всеми его эпитетами, метафорами, сложными оборотами речи и как минимум “объемностью”. Так вот, Мердок как раз идеальный, в этом плане, для меня автор, так как ее стиль все же не столь высокопарный, как у того же Набокова (которого я тоже очень люблю, как раз именно за высокий стиль) и Пруста, но при этом все же не примитивен. Но, давайте покончим с моим вступительным словом и перейдем наконец к самому сюжету книги.
Перед нами история нескольких человек, ясно связанных между собой по какой-то причуде природы, которым и такая близость в тягость, но при этом расстаться они не в силах – невидимые нити держат мертвой хваткой.
Роман начинается тем, что Айрис нам рассказывает о Гае, всеобщего любимца и человека несомненно заслуживающего уважения, но судьба, как правило бывает крайне несправедлива к таким людям, поэтому неудивительно, что Гаю суждено вскоре умереть, при чем об этом знают все, но все же не могут смириться с подобной несправедливостью. Жена Гая, Гертруда, тяжелей всех переживает болезнь супруга, так как искренне любит его и не представляет своей жизни без него. Как говорит сама героиня, когда Гай просит ее постараться оставаться счастливой после его смерти и повторно выйти замуж: “Гай, я не могу. Я тоже умру… буду ходить, разговаривать, но буду мертва… ”
Однако, как мы знаем, ничто не вечно, а слезные клятвы практически все со временем блекнут и забываются. “Как быстро прошлое способно потерять власть над человеком и что это за власть? что значит считать недели, месяцы, какую роль тут играет время?” Гай все же умирает, но сможет ли Гертруда придерживаться своего слова и как долго она, подобно прекрасной Елене из Одиссеи, сможет оказывать сопротивление осаждающим ее дом женихам?!
Есть в романе так же не менее интересный персонаж, подруга юношества Гертруды, которая в свое время решила покинуть сий бренный мир, погрязший в грехах, и уйти в монахини, посвятив свою жизнь служению Богу. Тем не менее, как это случается (как мы имели возможность наблюдать в книге другого английского автора, Бойна, в его книге “Истрия одиночества”), вскоре она разочаровывается в своем решение и решает покинуть монастырь. В отличие от убеждений многих ее знакомых, Анна не утратила веры и продолжает искать своего Бога, более того, он даже является ей во снах, чтобы укрепить ее дух и любовь к нему, но теперь она понимает, что решение отказаться от мирских желаний было несколько поспешным, ибо ей, как и всем простым смертным, хочется любви и крепкого плеча рядом. До чего же мучительно наблюдать, когда мужчина твоей мечты влюблен в твою лучшую подругу и каждый раз приходит изливать свою душу тебе, не видя в тебе никого больше, кроме монашки, пусть и бывшей, и считает, что может доверить тебе свои горести. Более того, с каким-то изощренным мазохизмом ты еще и бросаешься ему помогать и “налаживаешь” его личную жизнь.
Не менее интересно раскрыт образ юного и, как положено, бедного художника, Тима, который является дальнем родственником Гая. Тим привык жить всегда за чей-то счет, опускаясь до того, что приторговывает еду их холодильника своего состоятельного родственника. Вы спросите, почему он не зарабатывает себе на жизнь своим творчеством? Он пытается, но как-то не особо усердно, его работы посредственны и никто не хочет их покупать, от чего ему приходится “малевать” кошечек, которых так любят англичане. В личной жизни у него тоже не все гладко: его подруга Дейзи — художница, которая, решив завязать с этим, переться писать романы, но и это у нее не очень получается. Собственно, она только и говорит, что пишет, но по сути, дальше разговоров дело не продвигается. Оба очень гордятся тем, что «свободны и не отягчены собственностью», но пагубный образ жизни, который они ведут, связал их по рукам и ногам как художников и как личности и, что они сами понимают, не дает двигаться вперед. Они погрязли в ежедневных проблемах и ссорах о том, как раздобыть деньги. Периодически они сходятся, чтобы вскоре опять расстаться с громким скандалом и взаимными обвинениями. Но вот однажды им приходит в голову гениальный план, как можно разжиться за счет богатенькой, но наивной, вдовушки…
Чем закончится весь этот калейдоскоп человеческих жизней и непростых отношений, думаю, вам лучше узнать самим.
Приятного прочтения!!!

guy_openshaw

 

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s