“Море одиночества”

Standard

8e2cd1789ce2887bef523ec3959b1080

Кричи во весь голос, пусть ты охрипнешь, пытаясь вырвать эту боль вины, залившую ядовитым свинцом душу, выверни себя наизнанку, открыв незаживающие язвы твоей совести морю, – шум прибоя заглушит твое горе, утащит в свои темные пучины слово, что сорвалось с губ… глухое «прости» разорвет тишину…всего одно слово, потому что ты не в силах сказать больше… боишься этих слов, боишься, что как только произнесешь их вслух, они окажутся темным заклинанием, способным превратить опасения в реальность, но больше всего тебя гложет страх признать свою вину в малодушии, осознать, что ничего исправить уже нельзя. Ты можешь пытаться перекричать рокот волн, но помни: тебе это не поможет – ты навеки останешься одинок, с глазу на глаз со своим бременем утраченной возможности. Взгляни на море – ему наплевать на тебя и твои душевные метания. Сил кричать и злиться на себя самого просто не осталось, ты чувствуешь, как в синеве водной глади тонут мысли, оставляя после себя лишь почерневшие очаги возгорания и чувство пустоты. Пустота с каждым плеском воды разрастается, будто черпает силы из каждого всплеска безбрежного моря, и вот она уже заполонила собой все. 

«Я снова на набережной. Мое море. Я знаю, что его считают своим тысячи, если не миллионы. Но оно никому не принадлежит. Дарит такую иллюзию, чтобы нам стало легче, чтобы мы не чувствовали себя одинокими». (Эльчин Сафари «Если бы ты знал…»)

Позволь ему подарить тебе эту иллюзию, обманись хотя бы на короткий миг…

Что нам известно о жизни людей, принявших решение отречься от мирских благ и целиком посвятить себя служению высоко одухотворенным целям? Кто эти люди, взявшие на себя ответственность стать некими проводниками между Богом и простыми грешниками, растолковывая слово Божье и чтя его заветы? Да, собственно, ничего, кроме тех весьма нелестных стереотипов, сложившихся в обществе. Многие убеждены, что все члены духовенства закоренелые преступники, кто под прикрытием «черных балахонов» творит свои бесчинства, а опосля лицемерно упрекает других в том, что они не следуют заповедям Библии. У них же самих рыльце в пушке: источники массовой информации трубят о многочисленных случаях прелюбодеяния среди служителей церкви, кто не гнушается даже заниматься растлением малолетних, в первую очередь отдавая предпочтение маленьким мальчикам. Вынуждена согласиться, что за столь длительный период своего существования церковь в лице своих «глашатаев» успела приобрести довольно дурную славу. Стоит ли упоминать период процветания «кровавого режима» инквизиции католической церкви, когда гибли ни в чем неповинные люди, чья вина заключалась лишь в том, что в какой-то момент они стали неугодны церкви. Но с тех пор прошло довольно много времени, теперь священник не устраивают жестоких расправ над еретиками, да и сила влияния на общество у них значительно ослабла. Тем не менее, несмотря на всяческие попытки представителей духовенства, загнать назад «заблудшую отару» в стойло не удалось. Люди уже не испытывают благоговейного трепета при виде человека в черном облачении с белым воротничком, скорее наоборот, сия униформа у многих вызывает волну гнева и плохо сдерживаемой агрессии.

В чем же кроется причина подобного недружелюбного поведения к институту веры и есть ли реальные основания для подобного отношения. В этом и пытается разобраться главный герой книги Джона Бойна «История одиночества».

Стоит сразу сказать, что название книги выбрано как нельзя лучше для описания одинокой жизни Одрана, который решил посвятить себя Богу. Точнее его выбор был не вполне самостоятельным, так как к такому кардинальному решению по поводу дальнейшей судьбы юноши пришла его мать, которая после несчастного случая с головой ушла в религию. Сие погружение было настолько глубоким, что обозревая как-то поздним вечером очередную телепередачу, несчастная женщина услышала глас свыше. Он-то и поведал ей благую весть, что ее отпрыску уготовлена особенная миссия – стать священнослужителем. С этого момента «прозрения» и начались все злоключения юного Одрана… хотя нет, пожалуй, черная полоса наступила несколько раньше, в тот день, когда в одночасье не стало его отца и младшего братца. Как бы невзначай отмечу, что в то солнечное утро, как это принято у злодейки-судьбы, ничто не предвещало беды: дабы остудить пар после очередной ссоры с супругой, отец семейства решает прогуляться с сыном на пляж. Одран не пожелал идти купаться, ибо только вернулся, но много лет спустя он часто будет вспоминать о своем решении, ведь, как ему казалось, согласись он пойти с отцом, все могло сложиться иначе… Именно эта психологическая травма и послужила спусковым механизмом для дальнейших разладов в судьбах всех героев.

Поступив на обучение в духовную семинарию в 1970-х, когда священники в Ирландии еще пользовались уважением у простых граждан и несомненно были неоспоримыми авторитетом в глазах подрастающей молодежи, Одран познакомился с Томом Кардлом, который омрачит его радужную картину будущего серыми тонами одинокой и до боли однообразной жизни. В блаженном неведении отец Одран собственноручно откроет ящик Пандоры, погубив жизнь близких ему людей.

Накал страстей нарастает в книге постепенно, хотя хронотоп не линейный, что постоянно заставляет читателя лишь по крупицам собирать пазл, из которого складывается общая картина. Одновременно с захватывающим описанием событий, Джон Бойн вдохновляет читателя задуматься над многими вопросами морального и этического плана, которым в повседневной жизни стараешься не придавать значения – ведь так значительно проще: не думать о проблемах, которые не можешь решить самостоятельно за несколько минут. Порой у них вообще нет какого-то одного правильного решения, которым бы остались довольны все.

Подобного рода терзания между разумом и совестью Бойн удачно описывал и в своих ранних романах, таких, например, как «Мальчик в полосатой пижаме» и «Мальчик на вершине горы». Но с момента выхода его первой книги писатель заметно вырос в литературном плане, конечно 🙂 Его мастерство слога заключается в легкости восприятия написанного , возможно, способствует этому то, что приступая к задаче описать нашумевший в мире скандал, который разгорелся в Ирландии в 2009, окончательно подорвавший авторитет церкви, Джон Бойн не пытается поразить читателя дотошными подробностями сложных церковных таинств, не стесняет высокопарными оборотами речи. Для него важнее личная трагедия одного человека, который невольно стал соучастником скандала, но при этом банальной книгу не назовешь – это честная и смелая исповедь, книга о молчании и бремени вины. Это калейдоскоп воспоминаний о событиях, произошедших в разное время, напоминающих о тех моментах, когда главному герою не хватило смелости…

А можем ли мы с уверенностью сказать, что мы всегда тверды в своих решениях и нам не грозит сожалеть о них в старости?!

«Оставаясь в полном одиночестве, человек обычно всегда думает о прошлом, ворошит свою жизнь». – Юрий Гагарин «Дорога в космос» –

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s