«Басни Зазеркалья»

Standard

1e4f1e9051c00d05cbae0217f64ec834

Книга начинается с того, как литературный агент получает первую часть рукописи, где автор обещает поведать нечто такое, чему было суждено сыграть не малую роль в жизни нескольких людей. Но, принимаясь за чтение никому неизвестного писателя, Питер Кац и не догадывался, что и его судьба изменится после прочтения заметки. На страницах рукописи повествуется о юном студенте Ричарде и его воспоминаниях о студенческих годах. Именно в ту пору он, по воле случая, познакомился с роковой Лорой и ее профессором психологии Джозефом Видером. Из информации, доступной всем из интернета, мы узнаем, что именно последний был убит при загадочных обстоятельствах, а убийца так и не был найден. Жаждя узнать подробности той истории, Питер пытается связаться с автором и после нескольких неудачных попыток решает отправиться к нему домой. Каковым же было его удивление, когда на пороге дома по адресу указанному в письме вместо Ричарда литературный агент встречает его сожительницу. Она-то и сообщила, что Ричард умирает от рака и на днях его увезли в больницу, где он вот уже несколько дней находится в бессознательном состоянии. О том, что ее сосед пишет книгу, она и не подозревала, поэтому о местонахождение продолжения рукописи или каких-то черновых вариантов ей не было известно. И тогда Питер принимает решение самостоятельно докопаться до того, что же произошло в Принстоне практически тридцать лет назад. Возможно, ему даже удасться сделать то, перед чем полиция оказалась бессильна, – найти истинного убийцу.

Изначально книга позиционировалась как занимательная история о способности нашего разума подменять и расцвечивать воспоминания о былых событиях. Автор делится с читателями наблюдениями: мы можем забывать о случившемся, подменяя реальные события выдуманными. В качестве примера Чировици приводит случай из собственной жизни. Ему казалось, что он отчетливо помнит события из детства, будто это только вчера было. Однако в действительности он попросту не то что помнить, видеть их не мог, так как был очень маленький. Вероятней всего, виной всему наше подсознание, которое подменяет чьи-то воспоминания и заставляет нас верить, что это наши собственные наблюдения. Чировици пытается оправдать эту загадку человеческого мозга тем, что порой человек лжет неосознанно – во всем повинен рассудок, который словно сценарист или режиссер, переписывает действительность в приукрашенных цветах по своему усмотрению. Именно эта идея была взята за основу для сюжета убийства, якобы произошедшего в Принстоне в конце 1980-х годов.

Подобного рода интригующее описание не могло не заинтересовать человека, который хоть и не является фанатом детективного жанра, но не может обделить вниманием работу имеющую хоть какую-то связь с психологией и загадками человеческого (под)сознания. К тому же меня подкупило само название «Книга зеркал» – любое упоминание книг действует на меня завораживающе. Вроде как уже давно не маленькая девочка, а все еще наивно полагаю, что заглавие в той или иной мере просто обязано как-то отображать суть всего написанного. Однако мне было суждено разочароваться в собственных ожиданиях от книги.

Во-первых, психологической игрой воображения здесь и не пахнет. А потому финальные выводы одного из главных героев, что развитие событий тридцатилетней давности участники оценивали через призму своих желаний, «не подозревая, что это стекло – зеркальное» – вряд ли можно назвать глубоко философским/научным. Да и вообще это больше смахивает на что-то сильно притянутое за уши, чтобы хоть как-то оправдать название книги и псевдо-научные гипотезы вначале. По сути, дело заключалось в том, что разные люди высказывают свои версии происшедшего убийства, а вовсе не в подмене воспоминаний, как заявлял сам автор. Все мы люди и нам свойственно выдвигать предположения, чаще всего субъективные и малоправдоподобные, оперируя лишь личным опытом и эмоциями, которые, выходя на первый план, могут затмить здравый смысл.

Во-вторых, в «Книге зеркал» и речи не шло о книгах, как я надеялась. Слабой привязкой к области литературы может служить лишь мистическая рукопись профессора психологии Джозефа Видера, которую пытаются отыскать все, кому не лень. Причина довольно банальна: по заверениям самого профессора, рукопись – гениальна и «обречена» взорвать мир своими открытиями в области науки. Однако, поскольку никто из участников ее и в глаза не видел, ее шедевральность лично у меня вызвала большие сомнения.

Вывод: книг – нет, психологическая интрига замечена лишь в конце романа – в послесловии автора, сюжет слабенький…

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s