У берегов рек печали

Standard

Книга “Месопотамия” Сергея Жадана – это летопись грустной житейской мудрости, но в отличие от учебников, она ничему конкретному не учит, давая возможность читателю самому принимать решение, что ему стоит извлечь из этой книги и как применить полученные данные на практике. Хотя весьма вероятен и тот вариант, что в вашей жизни ничего похожего не произойдет (чего вам искренне желаю!), а потому почерпнутые знания останутся лишь неким сокровенным кладом в темных закромах вероломной памяти, время от времени поблескивая во тьме золотом своих богатств в часы ночных бдений долгими зимними вечерами, когда сна еще ни в одном глазу, а времени до рассвета хоть отбавляй.
Если верить библейским преданиям, то Месопотамия была некогда местом, где находился рай на земле, из которого род человеческий был с позором выгнан навеки. Проводя параллели с одной из давнейших колыбелей цивилизации, можно выдвинуть смелое предположение, что жадановская Месопотамия – маленькое государство, населенное людьми в возрасте 30-40 лет, которые уже вдоволь повидали жизнь на берегах двух рек, чьи воды полны печали, и герои даже, пожалуй, успели утомиться от этой “сладкой” жизни. Такой вывод напрашивается сам собой, так как в каждом книжном “глотке” ощущается горький привкус усталости и обреченности. Почему-то это чувство усталости автоматически, где-то на уровне скрытого подсознания, вызывает ассоциацию с грязно-серым цветом. Пожалуй, подобного рода визуализации чувств способствовали также и красочные фотографии города в 50 оттенках серого – уснувшие железобетонные блоки, словно проступающий скелет некогда живой Месопотамии, окутанные саваном серости и убогости.
Нет, какие бы скоропостижной выводы вы не делали, эта книга не о депрессии вовсе, хотя именно таковой порой кажется эта бесполезная беготня по кругу ( подобного рода слайды возникают в проекторе мозга оттого, что все девять повестей неразрывно связаны между собой, тем самым напоминая что-то вроде клубка спутанных нитей судьбы главных героев). Например, молодой писатель уже буквально на первых страницах книги подбрасывает нам нешуточные жизненные вопросы для размышлений.
Первый же рассказ “Марат” заставляет нас задуматься, почему, когда человек умирает, память играет с нами в жестокие игры, подменяя воспоминания о нем и его поступках при жизни. Так наше подсознания пытается каким-то образом отбелить умершего и придать оттенок благородности, возведя его деяния чуть ли не до ранга геройских свершений, явно преувеличивая в них толику доблести и мужества. Может, это наша собственная совесть таким образом старается искупить наше былое бездействие, которое в свое время позволило молча наблюдать за тем, как человек совершает очевидные ошибки прямо у нас на глазах. Что ж, конечно, легче теперь чьи-то промахи одним росчерком пера (читай, одной поправкой в собственных воспоминаниях) превратить в легкие погрешности с благими намерениями. Вот только возникает коварный вопрос: благо для кого? Уж не для собственного ли спокойствия?! Но пока наша совесть спит непробудно (“спи, моя гадость, усни!”), а похмелье после испитой до дна вины все еще в каком-то призрачном будущем, память воздвигает воздушные мельницы для почившего уж доблестного идальго, пусть сегодня он будет героем для всех, ведь кому теперь нужна эта правда?!
И хотя книга начинается столь нерадостным рассказом о похоронах, а заканчивается празднованием возможно последнего дня рождения, в связи с неизлечимой болезнью виновника торжества, она все же зарождает какое-то светлое чувство надежды и веры в то, что все лучшее у нас еще впереди. Вопреки греческой философии, Жадан своей книгой старается показать, что никто не обречен на страдания, вся жизнь в твоих руках и лишь тебе решать, как ее прожить. Каждый из нас сам кузнец своего успеха, поэтому надо использовать каждое мгновение, подаренное судьбой, для того, чтобы радоваться и наслаждаться жизнью! Боритесь за свое счастье, в первую очередь, с самим собой; вступайте в неравную схватку с грустью, болезнями и устоями, главное – не бойтесь победить!

20140712-172708-62828006.jpg

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s