Ад одиночества

Standard

В один из жарких летних пропал человек: вышел из дому и больше не вернулся. Ни прощальной записки, ни звонка. Просто раз – и исчез, будто и не было его вовсе никогда. Следует отметить, что никто из его близких и не заметил пропажи его, простого учителя в японской школе. С коллегами по работе он практически не общался, осознанно избегая их общества. Дома тоже никто не стал бить тревогу, когда вечером он не вернулся, так как даже любимая женщина, с которой он делил кров, была для него на самом деле чужим человеком. ( Автор даже не считает нужным называть читателям ее имени, когда описывает воспоминания героя о своей прежней жизни.) Становится очевидным тот факт, что этот человек жил вовсе не один, но он явно был очень одинок.
“[О]диночество — это неутоленная жажда мечты.” (Кобо Абэ, 138)
Наверное, именно поэтому он уделяет так много времени и внимания своему довольно странному хобби: помимо преподавательской ежедневной работы, он самозабвенно увлечен энтомологией . Более того, стоит добавить, что его вниманию подвергались не все виды насекомых, а лишь класс двухкрылых – “обыкновенные домашние мухи, которых так ненавидят люди”. Весьма странное увлечение, вы не находите?
Не зря существует мнение, что наши интересы непосредственно влияют на нас самих, открывая тем самым наше скрытое внутреннее “я”. Вот и у меня на протяжении чтения данного произведения сложилась некая стойкая ассоциация главного героя с предметом его увлечения. Он представляется довольно “серым”, безликим человечишкой, чья жизнь не представляет для окружающих никакой ценности, они даже разыскивать его не стали. К тому же перед читателем он предстает постоянно чем-то недовольным, ворчащим. Кажется, что он только и способен вечно зудеть, ну и впрямь, как муха! Жизнь его скучна и весьма однообразна…
Но вот наступает момент, когда жизнь кардинально меняется. В надежде обнаружить неизвестный еще вид мух, человек отправляется к морю, но вместо долгожданного отдыха вдали от наскучивших коллег и опостылевшей сожительницы, он попадает в плен к жителям небольшой деревушки, которая находится на грани исчезновения с лица земли. Человек становится заложником довольно странных сельчан, которые вместо требования выкупа за его жизнь, вручают ему лопату и требуют денно и нощно копать песок, а после наполнять им цистерны. Ветер забивает ему глаза и ноздри, покрывает тонким шаром пол и кровать, засыпает чердак, наполняет складки одежды; песок в волосах, песок во рту…кажется, что куда не глянь – повсюду песок.
“Разве мир в конечном счете не похож на песок?” (Кобо Абэ, 68)
Наш герой вскоре узнает, что оказывается он далеко не первый, кого насильно держат под замком во имя спасения деревни, которую вот-вот, если ничего не делать, занесет песком, и она тоже пропадет с лица земли, будто и не было ее вовсе.
Поначалу я просто негодовала от возмущения, ну как можно обманом заманить человека и заставить его “добровольно” спасать деревню. Данная ситуация просто не укладывалась у меня в голове, и я все больше была вынуждена соглашаться с мыслями главного героя: “Почему просто не смириться с природным явлением и уйти из деревни? К чему эта бессмысленная борьба со стихией?!”
А потом на меня напала полная апатия (даже на меня! Хотя, собственно, возникновение таких чувств во время чтения японской литературы не такое уж и редкое явление): для чего задавать вопросы, если все равно не получишь на них ответа. И понимание смысла всего происходящего постепенно ускользает, словно песок сквозь пальцы. Но…
“Приспособляться можно до определенного предела. Причем это должно быть средством, но ни в коем случае не целью. Одно дело разглагольствовать о зимней спячке, а другое — превратиться в крота и убить в себе всякое желание выйти на свет.” (Кобо Абэ, 142)
И вот однажды судьба улыбнулась и подарила человеку шанс на спасение – его похитители ушли, оставив лестницу. Перед человеком открывается возможность выбора: остаться или бежать. Воспользуется ли он ею?

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s